Войти | Регистрация | Вход необходим для полного использования сайта
 +12.5 °C
Противоположности, поставленные рядом, становятся более явными.
(Бонавентура)
 

Тематика: Чувашский мир

(Некоторые размышления по прочтении справочника «Чувашская мифология»)

В библиотеках появился составленный сотрудниками Чувашского госинститута гуманитарных наук долгожданный труд «Чувашская мифология: этнографический справочник» (Чебоксары, Чуваш. кн. изд-во, 2018. 591 с.) с «более двухсот семидесяти базовых понятий, библиографией, приложениями с текстами на чувашском и русском языках».

Издание открывается «Словом об этнографическом справочнике» руководителя проекта, заместителя директора института Геннадия Николаева, снабжен «Введением», очерками «История изучения чувашской мифологии» (Георгия Матвеева и Вячеслава Ендерова), «Религиозно-мифологическая картина мира» (Георгия Матвеева), «Боги, божества и духи» (Димитрия Егорова), «Мифологические сюжеты в памятниках устного народного творчества» (Вячеслава Ендерова).

За словарными статьями и библиографией в приложении даются на чувашском и русском языках тексты мифологических рассказов о мире и его обитателях, о богах и героях, моления и молитвы, наговоры, легенды, заговоры, заклинания.

Далее...

 

МАР
25

Почему чуваш — чуваш?
 Елена Енькка | 25.03.2019 16:32 |

Данный текст является очень кратким упрощенным переложением (с небольшими отступлениями) научных статей д.ф.н. Егорова Н. И. Желающие могут ознакомиться со строго научным изложением данной темы в его сборнике «Избранные труды по этнолингвогенезу и этнической истории чувашского народа. Книга 2», статьи «К этимологизации этнонима чӑваш «чуваш» и «Бесермяне и чуваши — этнонимы отконфессионимного происхождения».

Этнонимы это названия народов. Они общеизвестны, например, чуваши, татары, русские, узбеки, казахи, испанцы и т.п. Существуют и эндоэтнонимы, то есть самоназвания этносов, например чукчи называют себя оравэтльэт, калмыки – хальмгут, цыгане могут называть себы – ромалы, венгры – мадьяры и т.д. Помимо эндоэтнонимов, есть экзоэтнонимы – наименования одних народов другими, к примеру, чуваши называли удмурт – ар, мордву – мӑкшӑ, русских – вырӑс, русские жителей Германии называют – немцы и т.д. Очень богат набор экзоэтнонимов русских, вероятно, в силу их обширной территории расселения: татары, башкиры – рус, марийцы – руш, мордва – руз, рузонь, удмурты – зуч, казахи – орыс, якуты – нуучча, эвенки – лууча, осетины – уырыссаг, буряты – ород, чеченцы – орьси, китайцы - элосы и т.

Далее...

 

Лев Куракова халлалатӑп

 

Выпуск 4.Присутствие Навруз в «Нарспи»

Древний Навруз – должен быть главным прадником чуваш!

Начну с информации, размещенной на официальном сайте Администрации Главы Чувашии. На сайте сообщается о том, что ДОМ ДРУЖБЫ НАРОДОВ ЧУВАШИИ приглашает 20 марта на празднование НАВРУЗ, отмечаемый персоязычными и тюркоязычными народами, в том числе чувашами.

В переводе с фарси этот праздник означает «новый день». ЮНЕСКО Навруз включен в список культурного наследия человечества, а в 2010 году 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 21 марта Международным днем Навруза. Начало праздника Навруз связано с днем весеннего равноденствия, и именно в этот день отмечается Всемирный день астрологии.

Надо отметить, что не во всех мусульманских странах отмечают данный праздник. К примеру, он не празднуется арабами в Ираке и Сирии. В Турции с 1925 года по 1991 год празднование Навруза было запрещено официально. В Сирии празднование Навруза запрещено по сей день.

Далее...

 

Личное мнение Чувашский мир

Проживающая на территории Западной Сибири от Уральских гор до реки Енисей — в сегодняшних Тюменской, Омской, Томской, Курганской, Кемеровской областях народность сибирских татар, официально именуемая субэтносом современного татарского народа и в средневековье являвшаяся основным населением Сибирского ханства, раньше имела аналогичное с предками современных чувашей Поволжья — суварами или савирами самоназвание: «сабиры» или «сабыры». У самобытного народа сибирских татар были свои, отличные от литературного языка поволжских и приуральских татар национальный язык и культурные традиции. Но вследствие длительного обучения татарскому языку в школах целых поколений сабыров или сабиров по учебникам, издаваемым в Казани, отсутствия собственного книгоиздательства, своих национальных театров, национальные особенности их языка и культуры очень сильно нивелировались даже в деревнях. По переписи 1897 года сибирских татар насчитывалось 56987 человек, в 1926 году — более 40 тысяч, в 1992 году — около 180 тысяч, в 2002 году — 190 тысяч человек.

Далее...

 

Личное мнение Чувашский мир

image

Монголо-татарское нашествие унесшее жизни 4/5 болгар и поход Тамерлана не смогли сломить национальный дух наших предков. Народ всегда находил в себе силы для возрождения. Были и времена когда болгары призывали на службу и Чингизидов и наемные отряды степных народов для защиты своих интересов. Даже тогда, когда в край хлынул поток переселенцев из «Азуева и Крыма», в конце 15 в начале 16 века, народ нашел в себе силу и умение и превратил их в своих союзников, а в дальнейшем они, переселенцы, стали частью народа наших предков. Искусные воины из представителей разных народов гармонично влились в состав «обновленного» болгарского народа и название народа зазвучало как чӑваш. Пассионарная энергия переселенцев была столь высока что за короткое время, чуваши, как и болгары в свое время, стали стремительно расширять свое жизненное пространство. И продолжалось это до начала русско-турецких войн и до начала насильственного «отатаривания» большей части народа. Столь резкое и стремительное дальнейшее сокращение чувашского народа вызвано было не «ошибками» ранних переписей, а фактом фактической ликвидации религиозной и национальной элиты народа.

Далее...

 

Чувашский мир
Встреча чувашей в Берлине. Фото со страницы Виктора Чугарова
Встреча чувашей в Берлине. Фото со страницы Виктора Чугарова

Итак, судя по четырем фотографиям и краткому тексту новости на

русском и чувашском языках на странице в социальной сети «ВКонтакте» чебоксарского режиссера Виктора Чугарова, 30 января 2019 года в Берлине состоялась первая встреча чувашей.

На снимках запечатлены государственные флажки Чувашской Республики с надписью «Чӑваш чӗлхи» (Чувашский язык) и книга — учебный Чувашско-русский и Русско-чувашский словарь.

Встреча прошла вечером в ресторане. Судя по самовару и баранкам, это русский ресторан. На фото видны также российские пейзажи русских художников на стенах. И бюст, похоже, последнего царя Российской империи Николая Второго. Подпись под снимками: Александринен штрассе (улица), Берлин.

На коллективном снимке запечатлены 14 человек, включая маленьких детей. В центре композиции — автор идеи и главный организатор — немецкий журналист Ян Шрёдер. На первом плане расположился другой организатор — Виктор Чугаров.

Источник новости: https://vk.com/vitor?w=wall4727590_22243
 

Личное мнение Чувашский мир

«Нарспи» в вопросах и ответах

Тайны имянаречения (выпуск 1)

ВОПРОС: Какой смысл вкладывается автором в имя НАРСПИ?

— Вопрос актуальный. Сделаем это, хотя бы по той причине, что именно именем Нарспи названо произведение. Но вначале вспомним: почему имена людей пишутся с заглавной буквы. Термин «имя собственное» является калькой (буквальным переводом) латинского словосочетания «nоmеn proprium». Разберемся с будничным, казалось бы, вопросом: что есть имя человека? Резонный ответ: имя человека — есть имя собственное в противовес имени нарицательному, поэтому оно пишется с заглавной буквы. То есть это собственность человека.

В чем особенность имени собственного применительно к человеку? Это в прямом смысле собственность его правообладателя. Нынче оно вписывается в Свидетельство о рождении, а позже — в паспорт. Нарицательные же имена не претендуют на статус уникальности, поскольку обозначают однородные предметы, поэтому в большинстве языков пишутся со строчной буквы (есть ряд исключений, к примеру, немецкое написание всех имен существительных с заглавной буквы, при этом они сопровождаются артиклями).

Далее...

 

Чувашский мир

7 января 2019 года деятели чувашской культуры и активисты отметили чувашский народный праздник Сурхури.

Организатор — Фонд поддержки чувашской культуры «Сувар», руководимый вице-президентом Чувашского национального конгресса (ЧНК) Тимӗром Тяпкиным. Он привлекает к организации торжества и местных предпринимателей. Место проведения, как и прежде — кафе национальной кухни «Ҫӑлкуҫ» (Родник) в особняке ЧНК.

В этом году в празднике не смогли участвовать уважаемые аксакалы — Анатолий Кибеч и Виталий Станьял. Но передали свои благословения. Их торжественно огласил мӑчавӑр (руководитель обрядов) Эльмень из деревни Малый Сундырь Чебоксарского района в национальном костюме.

Собравшиеся стоя исполнили народный гимн «Алран кайми аки-сухи».

Уважаемое собрание приветствовали старейшины: заслуженный художник РФ Праски Витти, ветеран труда Вера Орлова; председатель Ассамблеи представителей народов, живущих в Чувашии, экс-ректор ЧГУ Лев Кураков; ректор Чувашского республиканского института образования Юрий Исаев, член президиума ЧНК юрист Николай Лукианов, сопредседатель Чувашского народного хурала Николай Адёр, московский юрист Владимир Болгарский и другие.

Далее...

 

Чувашский мир
Обновленная схема Чувашии на чувашском языке
Обновленная схема Чувашии на чувашском языке

Чувашский народный сайт выпустил обновленную схему Чувашской Республики на чувашском языке. В обновленной версии исправлены найденные недочеты, сама схема расширена в сторону Ульяновской области, где расположены деревни с компактно проживающими чувашами (в первый выпуск они не вошли). Кроме того, для облегченного поиска населенных пунктов, выделены центры сельских поселений. Напомним, что предыдущий выпуск состоялся в 2014 году.

Схема Чувашской Республики выполнена полностью на чувашском языке. Целевой аудиторией являются краеведы, а также те, кто интересуется историей своего народа.

Плакат-схему можно приобрести в интернет-магазине «СУМ». Цена на обновленную версию составляет 200 рублей.

Презентация пройдет в четверг 13 декабря в Национальной библиотеке Чувашской Республики. Начало в 17:00.

Источник новости: http://ru.i-sum.su/t/59651.html
 

Личное мнение Чувашский мир

В чувашской д. Кирюшкино нашего Федоровского района республики Башкортостан, откуда в 1927 году отделилась наша д. Веселовка, воскресенье как выходной день начали отмечать только в начале 20 века. В чувашских деревнях Теняево и Орловка ҫимӗк (троицу) до сегодняшнего дня отмечают в один из четвергов конца мая или начала июня. Данные факты говорят о существовании раньше у чувашей своего, отличного от сегодняшнего официального, перечня названий дней недели. Об этом же говорят и сегодняшние чувашские названия семи дней недели. Происхождение их названий можно объяснить таким образом:

Тунтикун (понедельник) — от слов «тӗн» - религия и «кун» - день. Чувашское слово «тӗн» анологично с этрусским словом „Tinia“, обозначавшим их главного Бога.

Ытларникун (вторник) — объясняется чувашскими словами «ут ларнӑ кун», то есть в переводе на русский: «день езды на коне».

Юнкун (среда) — объясняется словами «юнлӑ кун». То есть «кровавый день», или — день, когда можно было резать скотину и птицу на мясо .

Кӗҫнерникун (четверг) — «кӗҫӗн эрне кун», в переводе — «младшая пятница».

Далее...

 

Страницăсем: 1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, [13], 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, ...35
Orphus

Баннеры

Счетчики

0 Флудильня (чат)

Опрос

Как часто вы покупаете продукцию местного производства?
Если бы повыше качество, выбирал бы местное
Стараюсь делать выбор в пользу них
Стараюсь выбирать продукцию из крупных производителей, а не местных
Выбирал бы местное, если бы был широкий выбор
Я не обращаю внимания на данный факт